7 мая 2017 г.

Экскурс в историю: Navy Scrap-book

Добрый день, дорогие друзья!
Давний друг OCK - Катя  kalitka-v-leto с  эксклюзивным рассказом о военном скрап-буке

В моем сознании понятия "война" и "скрап" до сих пор никогда не пересекались. Видимо, поэтому скрапбук, о котором я хочу рассказать, потряс меня до глубины души.

Джордж Лант погиб 21 августа 1944 года, когда немецкая подводная лодка U-344 торпедировала HMS Kite, на котором Джордж нес службу. Вместе со своим хозяином утонул Navy Scrap-book, альбом, который Джордж вел на протяжении всего времени службы. За некоторое время до того, как HMS Kite вышел в свое последнее плавание, Джордж Лант закончил свой первый My Navy Scrap-book и отослал его домой, а сам стал заполнять альбом номер два. Что было во втором альбоме, нам уже никогда не узнать. А вот предположить, что там могло бы быть, мы можем. В первую очередь благодаря тому, что близкие Джорджа Ланта сохранили его первый скрапбук и даже предоставили разрешение написать о нем Майку Кемблу, а в след за ним и мне. Права на все материалы и фотографии, представленные в этой статье, принадлежат Майку Кемблу и Полу Мастерсу (copyright © Paul Masterson & Mike Kemble). Здесь печатаются с разрешения авторов.

Большинство фотографий и сканов, к сожалению, очень плохого качества. Но ведь мы обыватели, а не военные историки. Нам достаточно и того, что есть. Ожившая история чьей-то судьбы на пожелтевших страницах, поцарапанных фото и в размытых словах. Огромное желание человека рассказать свою историю. Кому, как нe нам, скраперам, знакомо это чувство.

Джордж и Мэри Лант

На первых разворотах альбома вклеены документы, связанные с поступлением Джорджа на службу в Британский Королевский флот в 1940 году. 19 февраля 1941 года Джордж поступил в учебное заведение для рядовых моряков-призывников, проходящих обязательный шестимесячный курс по военной подготовке. На развороте вклеены фотографии учебных судов HMS Raleight во время тренировочных выходов в море и самого Джорджа-курсанта во время его увольнительной в Торки в апреле 1941 года. 




19 мая 1941 Джордж попал на свое первое неучебное судно HMS Camelia, корвет типа "Флауер". Эти корветы играли огромную роль в борьбе за Атлантику, так как использовались в качестве спасательных, патрульных, минно-тральных, транспортных судов и судов охранения и стали для англичан таким же символом победы, как танк Т-34 для русских. Видимо, поступление Джорджа на службу на HMS Camelia было каким-то образом связано с городом Кардифф, так как ему посвящена одна страница альбома. На этой странице у Джорджа вклеены художественные открытки с видами города, фото города и фото HMS Camelia.


На следующих страницах скрапбука Джордж рассказывает о своей военной службе на HMS Camelia. Первые операции, в которых он участвовал летом 1941 года, были связаны с Исландией. Джордж вклеил в свой альбом несколько открыток с видами Исландии и Рейкьявика, а также собственные художественные наброски пейзажей и даже гербарий. 


Исландия играла в то время очень большое значение, так как ее порты использовалась в качестве перевалочных пунктов для отправки транспортов в составе арктических конвоев в Советский Союз. В октябре 1941 года представителями Советского Союза, США и Великобритании было принято решение о поставках по лендлизу в помощь СССР вооружения, продовольствия и проч. Самым целесообразным способом передачи этих поставок стали морские переходы, сначала в северные порты союзников, а потом через Норвежское и Баренцево моря в советские порты Архангельск и Мурманск. Конвои формировались в базе Лох-Ю и Скапа-флоу в Англии, Рейкьявике и зал. Хваль-фьорд в Исландии. В состав конвоев включались английские транспорты, грузившиеся в различных портах, американские и другие союзные транспорты, прибывавшие в Англию или Рейкьявик из США.
Организация конвоев и ответственность за безопасность их переходов в наши порты и обратно возлагалась на британское адмиралтейство. Всеми вопросами формирования конвоев и их перехода занимался отдел торгового мореплавания адмиралтейства. Первоначально англичане формировали конвои из 6–10 судов. Потом их количество возросло до 25-40 единиц. Англичане применяли круговое охранение транспортов. В его состав включались эскадренные и эскортные миноносцы, корветы, фрегаты, шлюпы, тральщики и охотники за подводными лодками. Каждый корабль имел свое строго определенное место в конвое. При обнаружении подводных лодок отдельные корабли охранения покидали строй и начинали преследование.
Для охраны конвоя от возможного нападения надводных кораблей выделялся крейсерский отряд для ближнего прикрытия и отряд дальнего прикрытия, в состав которого включались линейные корабли, крейсера, авианосцы. Отряд дальнего прикрытия двигался параллельно курсу движения конвоя. Ближе к советским водам охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.
В июле 1941 года на HMS Camelia Джордж совершил трансатлантический переход из Рейкъявика в порт Галифакс (Новая Шотландия). Целью этого перехода было получение и сопровождение кораблей, полученных Британией от США по лендлизу для дальнейшей их передаче Советскому Союзу. В состав этого конвоя входило еще судно HSM Aberdeen, а одним из передаваемых судов было HSM Churchill. Фото обоих судов Джордж вклеил в свой альбом. На странице, посвященной Галифаксу, можно увидеть несколько цветных видовых открыток, а также видов острова Ньюфаундленд (г. Сент-Джонс, мыс Кейп Рейс).
Чем дольше служит Джордж в Королевском флоте, чем плотнее соприкасается он с бытовыми сторонами жизни моряков, разделяет их интересы, надежды и радости. Так его альбом обогащается рассказом о плавбазе HMS Forth, которая представляла из себя и ремонтную мастерскую, и склад запчастей, и хранилище топлива. Джордж прилагает не только фото плавбазы HMS Forth, но и журнальные вырезки из журналов Foundry и Carpenters с изображением литейного цеха и плотницкой на борту HMS Forth. Целую страницу занимают вырезки с картинками, изображающими повседневную жизнь на шлюпе. Большое количество фото боевых кораблей - HSM Belfast, HSM Broke, HSM Starling. Забавный факт представляют признания Джорджа о тайном коде. Когда военнослужащие писали домой, правительственные цензоры читали все письма, удаляя из них всю информацию, которой могли бы заинтересоваться шпионы. Многие моряки, как и Джордж, использовали в своих письмах код. В альбоме он приводит пример одного такого зашифрованного письма с четко определенным кодом, которым они пользовались с женой. 



С возвращением Джорджа в Рейкъявик появляется в его альбоме газетная вырезка из местной прессы о входе прибывшего конвоя в гавань. Очень много в альбоме и карандашных зарисовок, сделанных Джорджем, в том числе в Исландии и в Новой Шотландии. Это в первую очередь морские пейзажи и боевые корабли.



Осенью 1941 года Джордж отправляется домой на побывку. В альбоме сразу появляются копия разрешения капитана на сбор почтовых отправлений, групповые фото отпускников и книжица шуточных правил поведения в арктическом баре города Лондондерри.

 
Особое место в альбоме занимают аутентичные мелочи: билетик в кино, 10-ти центовая карточка на обед в столовой для моряков и расплющенный коробок спичек с названием американской плавбазы USS Prairie. Даже есть военный трофей - дневной пропуск в казино польского г. Сопот, который Джордж получил от одного выжившего немецкого подводника, лодка которого затонула в Бийскайском заливе 30 июля 1943.
Внимательно следит он и за судьбами товарищей. Много групповых фото. У многих указаны прозвища. Н-р, есть целый ряд фото из американской жизни британских моряков в 1942 году с HMS Quenn Elizabeth и HMS Orion, где служил его товарищ Вуди. Или фото коллег Джорджа по судну. 

Усиливается интерес Джорджа и к новостям с фронтов. То тут, то там появляется информация о затонувших и подбитых судах, о перемещении других HMS, о вражеских потерях и движении вражеских подлодок. Н-р, "Ливерпульский Вечерний экспресс" от 20 января 1944 года сообщает о движении HMS Сamelia в суровых условиях советской Арктики. Или "Ливерпульское эхо" от 10 марта 1944 сообщает о 17 потопленных нацистских подлодках. От туда же узнаем о торпедировании HMS Woodpecker. 


В декабре 1941 года Джордж оседает в Липерпульском порту. Вырезанные из газеты изображения Гладстоунского дока он подписывает как "наша база в Ливерпуле". Там же вырезки с изображением короля его Величества Георга IV на командном мостике миноносца в Ливерпульском порту. 

В феврале 1943 года Джорджа переводят на новое судно HMS Kite. В скрапбуке появляется большой карандашный рисунок HMS Kite, его значка и копия документа о вступлении на службу. Там же копия псалмов и гимнов с торжественной мессы, посвященной спуску на воду корабля, и порядок его обслуживания (к сожалению, не понятно, что имеется в виду, так как фото этого куска страницы отсутствует)




С этого момента HMS Kite участвует в учениях вместе с другими 5-ю кораблями 2-й группы поддержки (дальнего прикрытия) под коммандованием капитана 1 ранга Фредерика Джона Уокера, самого успешного на тот момент охотника за подлодками. Задача этих учений - выработка совместных действий в противолодочной обороне. Джордж вклеивает в свой альбом фото и открытки морских пейзажей, а также виды города Лондондерри, у берегах которого проходили учения совместно с британской субмариной Н28. Далее идет хвалебная статья рядового моряка Роберта Кольера, напечатанная в лондонской газете Sunday Pictorial от 31 октября 1943 года, о капитане Уокере.



Джордж активно собирает все вырезки о боевых операциях и успехах 2-й группы поддержки. Эта группа, используя тактику "ползучей атаки", придуманную Уокером, стала самой успешной группой охотников за подлодками. Поэтому хвалебные газетные сообщения о капитане и членах команд выходят регулярно вплоть до середины 1944 года. Верховное командование Королевского флота присылает похвальный лист со словами "Командование Западных подходов гордится вами". На одной из страниц Джордж даже рисует схему "ползучей" атаки немецкой подлодки, которую HMS Kite, HMS Magpie, HMS Starling провели 9 февраля 1944 года. 


От руки Джордж пишет о своем последнем выходе в сотаве 2-й группы поддержки с 28 января по 18 февраля 1944 года, во время которого они подбили 6 подводных лодок. После этого они получили прозвище "шесть за раз" (анг.„six-in-one trip“). Последняя запись на этой странице гласит: «Мы покидаем Вторую группу поддержки и переходим к Гриноку, чтобы присоединиться к Седьмой группе эскорта." Джордж описывает свой первый выход в море в составе 7-й группы так: " Наша первая поездка с 7-й эскорт-группой с 17-го по 30-е марта 1944 года. Столкновение с торговым кораблем, в 2 милях от Гринока, в 0:10 часов 30/3/44. Корабль буксируется в Гринок."
После ремонта 11 апреля 1944 года оправляется на североморскую базу Ширнесс и в мае этого года назначается в службу сопровождения при высадке в Нормандии. 



Один из последних разворотов посвящен вторжению союзных войск на берег оккупированной Франции 6 июня 1944. Страница содержит карандашные заметки Джорджа с описанием событий день за днем с 4 июня по 13 июня и карту вторжения.
На этом первый скрапбук Джорджа заканчивается. Дальнейшие события находят свое отражение во втором потерянном альбоме.
После открытия второго фронта HMS Kite был направлен в Портсмут. А в августе его направили в сопровождение конвоя JW59. Конвой вышел 3 августа 1944 года из Лох-Ю в Мурманск, 15 августа к нему присоединился HMS Kite. Конвой эскортировали эсминец HM Keppel, HMS Mermaid, HMS Peacock. В этом же конвое шли суда, полученные СССР от Великобритании, - линкор "Архангельск" и 8 эсминцев.
Утром 21 августа 1944 года после ночной охоты на подлодку U-344 HMS Kite замедлил свою скорость до 6 узлов, чтобы очистить лисы, которые были перекручены. В этот момент U-344 произвел выстрел из трех торпед. Корабль был поражен двумя торпедами по правому борту и затонул под крутым углом в 220 милях от Медвежьего острова. Конвой согласно правилам продолжил свое движение. Шлюп HMS Keppel остановился, чтобы забрать выживших. HMS Peacock и HMS Mermaid провели операцию по спасению. Лишь 14 из 60 выживших в воде были спасены из ледяной воды, пять из них погибли на борту от последствий охлаждения. 217 моряков, находящихся на судне, утонули.
Газетное сообщение о гибели HMS Kite в первый альбом добавила жена Джорджа Мэри. Она приложила туда официальное сообщение о смерти Джорджа, которое получила 7 ноября от адмиралтейства. 

Вот так заканчивается история Джорджа Ланта и соответственно его Navy Scrap-book.
Вечная память всем участникам арктических конвоев....
P.S. Больше материалов и фото об арктических конвоях, HMS Kite и Джордже Ланте можно найти в:
  • http://stat.mil.ru/winner_may/allied_troops/more.htm?id=12008558@cmsArticle (статья Баранова)
  • http://www.uboat.net/allies/merchants/3327.html
  • https://www.youtube.com/watch?v=miJQNswdM9Y
  • http://www.hmskite.com/kitelunt.html

6 комментариев :

  1. Катя, спасибо тебе большое. Не только за этот экскурс, а и за то, что "приостановила мой бег", дала возможность вдуматься, вчитаться, проникнуться... ощутить, прикоснуться...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это тебе спасибо за интерес и работу! Катя

      Удалить
  2. Катюша, большое тебе спасибо за историю Джоржа.
    Это - взгляд на военные действия со стороны союзников, а этих фактов у нас встречается гораздо меньше, чем описаний соотечественников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо всей команде ОСК за интерес и предоставление "эфира"! Мне показалось интересным и решила поделится с единомышленниками))

      Удалить
  3. Спасибо большое что поделились! Очень интересно было!
    Светлая память всем кто сделал победу возможной...

    ОтветитьУдалить
  4. Как же это интересно! Спасибо вам большое за эту историю))

    ОтветитьУдалить